В Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича 28.01.2024 года состоялась презентация книги известного историка Юлии Кантор «Ленинградская симфония. Партитура памяти».Это первое целостное повествование об исполнениях Седьмой («Ленинградской») симфонии Дмитрия Шостаковича в годы Второй мировой войны, которое заполняет лакуну в истории советской музыки, да и в социально-политической истории нашей страны. Историк не просто внимательно изучила множество разрозненных свидетельств о судьбе этой музыки и свела их в «партитуру», но и дополнила собственными архивными находками. Некоторые из них устраняют фактические ошибки в научной и популярной литературе. И что особенно важно, книга написана объективно, но не отстраненно и без фальши. Важным фоном повествования становится ход военной истории — события на полях сражений и в тылу, на дипломатическом «фронте». С величайшей тщательностью собраны отклики свидетелей премьерных исполнений — музыкантов и «просто» интеллигентных слушателей. Выясняется поразительная вещь: эвакуация музыкальных организаций Ленинграда послужила импульсом к развитию классической музыки в городах СССР, формированию филармонической аудитории, способной воспринимать шедевры композиторского творчества. В монографии приводятся не только подробности ленинградской премьеры 9 августа 1942 года — на основе опубликованных свидетельств и архивных документов возникает краткий очерк истории музыки в осажденном городе. В результате премьера симфонии — столь важная в духовном и в идеологическом отношениях — словно растворяется в звучащей повседневности блокады, вписывается в большое историческое полотно. Впрочем, подобный «бонус» воспринимается как нечто ожидаемое: музыка Шостаковича пропитана воспоминаниями и мыслями о родном Ленинграде, круг ее образов отнюдь не ограничивается знаменитой картиной вражеского нашествия.
Разумеется, книга не исчерпывает всех затронутых в ней тем. Перспективы дальнейших исследований многообразны: от поиска новых документов, относящихся к судьбе «Ленинградской» симфонии, и проверки свидетельств, опубликованных в советское время, до воссоздания звукового ландшафта Ленинграда и других советских городов военного времени.Большинство собранных в книге Юлии Кантор документов публикуется впервые. Читатель узнает о присвоении Шостаковичу Сталинской премии за 1941 год, познакомится с рядом неизвестных прежде комментариев композитора к своему творчеству. Глубоко трогают письма к матери, отправленные из Куйбышева в первые месяцы жизни в эвакуации. Опубликована здесь и первая научная хронология премьер Ленинградской симфонии в городах СССР и за рубежом в 1942 году. Но самый, с моей точки зрения, волнующий документ – приложение, где поименно перечислены музыканты, исполнители симфонии в блокадном Ленинграде, — подлинные герои той войны и патриоты своего города. Ведь прежде всего ради них, ради их потомков и ради нашей общей исторической памяти написана эта книга. И хотя многие реалии войны, приводимые на ее страницах, ужасают, эта «Партитура» вселяет в душу самые светлые чувства. Никто не забыт и ничто не забыто.
Вышла в свет документальная книга об исполнении Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде — рассказываем о ней и предлагаем прочитать фрагмент
Презентация книги «Ленинградская симфония. Партитура памяти»